Этнолекторий

baranov.jpg

Дмитрий Александрович Баранов - этнограф, кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, доцент кафедры искусств Гуманитарного университета профсоюзов, Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова.

Работа наша такая, что мы основывается на Традиции. Это даёт силу и устойчивость, долговечность.

Темы, которые затрагиваем, о жизни, семье, любви, материнстве, здоровье, достатке, отдельной строкой - о судьбе - в темах этих ничего не стоит запутаться и затеряться, а Традиция даёт опоры.

Дмитрий Александрович Баранов с точки зрения ученого дает ответы на вопросы:

- Почему это работает? В чем ценность традиции для нас, современных и образованных людей?

"Сейчас отказываются выстраивать такую иерархию знаний: естественнонаучное, математическое, гуманитарное и - ненаучное, фольклорное, мифологическое. Потому что мифологическая картина мира тоже отражает некую реальность, реальность другого порядка.

Задача этнографа - найти прагматику в иррациональных с виду действиях.

В традиционной культуре сохраняется только то, что помогает выживанию сообществ людей. Если в явлении нет практической пользы, оно отмирает.

Отношение к природе: "не покорить, а договориться" - на этом построена традиционная культура! У каждого места есть свой хозяин, свой дух.
Жизнь в режиме диалога - это основа традиции.

Сейчас происходят повороты в науках, которые призывают относиться к окружающему миру по-другому, как к субъекту, а не объекту. Субъект - активное начало, обладающее своей позицией, волей и желаниями.

Мир не такой, каким он нам кажется! Существует некий зазор между нашим представлением о том, какой мир, и тем, какой он на само деле. Не все предопределено и предсказуемо.

Почему для нас так важна неопределенность?
Когда все ясно и понятно, на все навешаны ярлыки, творчества нет, это - смерть. Неопределенность - это условие творчества!"

Лекции Дмитрия Александровича - способ сделать свое понимание более полным, объемным, многогранным, и как следствие - свою работу, которая основывается на использовании традиционных знаний, более осознанной и плодотворной.

Отдельно хочется отметить, что Дмитрий Александрович - не "кабинетный ученый", он на своем собственном опыте знает о тех явлениях традиционной культуры, о которых не принято говорить в официальной среде. И этим богатым пережитым опытом он также щедро делится в своих лекциях.


Список лекций:

 

Этнография рождения и младенчества - курс из 6 лекций:

1. Откуда берутся дети? Об одном из сюжетов народной эмбриологии.

Лекция посвящена традиционным представлениям о том, откуда берутся дети. Как "программировали" пол и количество будущих детей, из чего делаются дети, кто такие "празднички", о зачатии как познании, о роли мышей и лягушек в появлении детей - эти и другие вопросы будут освещены в лекции

2. Мифологические представления о беременности.

Лекция рассказывает об отношении к беременности в русской деревне. Почему беременных боялись мужчины и как они были связаны с хтоническим миром, почему им запрещалось садиться в телегу и смотреть на пожар, как гадали о поле будущего ребенка и почему всех беременных считали сумасшедшими — вот те вопросы, которые будут затронуты в лекции.

3. Роды: место, время, действия.

В лекции речь идет о родинном обряде — его обрядовом сценарии и главных действующих лицах. Рассмотрены следующие сюжеты: роды как путешествие за ребенком в иной мир, действия повитухи и мужа, «мужские роды», формирование тела новорожденного, обряды социализации новорожденного.

 4. Образ незаконнорожденных детей в русской культуре.

О неоднозначном образе незаконных детей в русской деревне. Почему незаконнорожденные дети рождаются ногами вперед и почему было много желающих стать их крестными родителями, как их называли и откуда взялось представление об их счастливой судьбе, как к ним относились в сельском обществе и кем они становились, когда вырастали? Ответы на эти вопросы можно будет получить на лекции.

5. Детское "знание" - откуда дети знают будущее?

Лекция посвящена представлениям русских крестьян о происхождении знания и его природе.
Почему знание "проглатывается", как знание связано с зачатием и рождением ребенка, чем "детское" знание отличается от "культурного", как "развязать ум", какими способами в традиционной культуре передавалось знание?

6. Мифология русской колыбели.

Лекция посвящена рассмотрению семантики колыбели. Предлагается обсудить следующие вопросы. Какие виды колыбели были распространены в русской традиции, почему колыбель всегда подвешивалась, чем была опасна новая колыбель, что общего между колыбелью и гробом, почему под колыбель клали полено?

Стоимость всего курса: 3000 рублей, каждая лекция по отдельности - 500 р.


Отдельные лекции:

 

7. Пути-дороги: образ движения в русской народной культуре

Лекция посвящена образу движения/пути в крестьянской культуре русского народа, понимаемому в самых разных смыслах: в буквальном – как пространственное перемещение и его мифологическая интерпретация; в метафорическом – как движение во времени, в частности, по жизненному пути человека; и в инструментальном – движение как способ преображения, получения нового знания, изменения своего статуса.

Почему образ дороги в русской культуре был антитезой дома и одновременно метафорой смерти и что символизируют препятствия на пути? Какой дорогой приходят в этот мир дети и зачем жених с невестой на свадьбе уезжают в «дикое поле»? Почему перекресток дорог описывается как граница миров и почему именно здесь решается судьба человека? Чем стояние отличается от движения в мифологической картине мира?

Стоимость:  500 р


8. Мифологическая карта русской деревни.

Лекция посвящена рассмотрению представлениям русских крестьян об освоенном пространстве, в котором протекала их повседневная жизнь, а также - о границах, отделяющих его от пространства чужого и опасного. Проанализированы различные способы освоения пространства: с помощью хозяйственных практик, обрядов, символических интерпретаций. Какие локусы пространства являются самыми защищенными, а какие - опасными? Почему дом нельзя было строить на дороге, а сама дорога выступала метафорой смерти в фольклорных текстах? Где проходят границы между мирами и можно ли их пересекать?

Стоимость:  500 р


9. Мифологические представления русского народа: лешие, русалки.

Речь о самых популярных персонажах низшей мифологии. Мы поговорим о том, почему эти верования до сих пор актуальны, какую функцию они выполняют, что же на самом деле стоит за этими представлениями, как в русской деревне идентифицировали нелюдей, как договаривались с ними и защищались от них?

Стоимость:  500 р


10. Низшая мифология русских крестьян: домашние духи-хозяева.

Речь пойдет о домовом, баннике, овиннике и др. мифологических персонажах, которые населяют культурное пространство. Как выглядят и как проявляют себя эти персонажи, почему нельзя оставлять на ночь посуду на столе или мыться одному после захода солнца в бане, откуда взялись эти духи и как вера в них определяет повседневную жизнь человека? - эти и другие вопросы предполагается обсудить на очередной лекции.

Стоимость:  500 р


11. Образ русского солдата.

Солдат в быличках. Об образе солдата в мифологических представлениях. Почему нечистая сила принимает часто облик солдата и в то же время солдат выступает защитником людей от нечисти, откуда у солдата появляется сверхзнание и почему ему подчиняются духи, когда проник персонаж солдата в быличку и каковы его отличительные черты?

Стоимость: 600 р.


12. О мышах и Музах.

Лекция посвящена мифологическим представлениям о глубинных связях творчества с мышами в европейской перспективе.
Мифологические, фольклорные и поэтические параллели между античными музами во главе с Аполлоном и мышами.
Сопоставление этих образов позволит приблизиться к пониманию глубинной природы самого процесса творчества как приобщения к иррациональному, темному и болезненному.
Материалом для анализа послужили античная мифология, русский фольклор, этнография и поэзия.

  • как творчество связано с вертикальным движением,
  • зачем мыши грызут книги,
  • что такое вдохновение,
  • почему у муз и мышей одинаковые родители и предводители,
  • могут ли мыши петь и танцевать,
  • являются ли лихорадка русских заговоров сестрой античных муз? 

Эти и другие вопросы найдут свои ответы на лекции.

Стоимость:  500 р


13. Человек есть то, что он ест? - об антропологии пищи

Лекция предлагает слушателям несколько неожиданный взгляд на этнографию еды, помещающий ее в "пищецентричную" перспективу. При таком подходе получается, что уже не человек добывает и потребляет пищу, а пища, проходя ряд преобразований и попадая внутрь человека, в конечном итоге становится телом человека, отвечая формуле «человек есть то, что он ест». И человеком управляют собственно потребности тела.

Все эти трансформации еды на пути ко рту человека и далее могут быть описаны как испытания и страдания ради достижения заветной цели — человеческого тела. Об этом свидетельствует распространенный фольклорный мотив «жития растений», в частности, пшеницы, проса, винограда и т. д., представленный в песнях, обрядах, играх, хороводах, быличках, загадках. В них последовательно перечисляются все болезненные и мучительные этапы «жизненного пути» растений: от момента сева до получения конечного продукта — хлеба, вина и т. д. Проходя эти своего рода «инициации», пища продолжает свой путь, но уже в «составе» человека.

Стоимость:  500 р


14. Границы дома

Лекция посвящена рассмотрению символических границ русской избы: порогу, окну и трубе, то есть тому, что делает ее жилым домом.

В мифологической перспективе границы дома не только формируют внутреннее пространство, предохраняющее его хозяина и определяющее его "материальную" среду, но и выступают как своего манифестация мифопоэтических представлений о человеке, окружающем его мире и месте человека в нем. Именно эти представления и формируют как повседневное, так и обрядовое поведение людей в русской деревне.

- Почему нельзя сидеть на пороге или здороваться через него, но при этом можно и даже нужно лечить на нем больного?

- Как окно предсказывает будущее и помогает вылечить новорожденного?

- Почему в четверг на Страстной неделе открывают печную трубу и шепчут в нее заговоры?

Стоимость:  500 р


Лекции, запланированные на 2020 год:

15. О двухполярности внутреннего пространства русской избы - 20 октября в 20-00

16. О чем молчат вещи? - 27 октября в 20-00

17. Посредники между мирами: образ пастуха, кузнеца и гончара в русской культуре - 13 ноября в 20-00

18. Без лица в личине» или как разгадывать русские загадки - 18 декабря в 20-00

Стоимость одной лекции - 500 р

При оплате трех октябрьских лекций их цена 1390р (за 3 лекции)

При оплате всех новых 6 лекций до конца года - их цена 2500р. (за 6 лекций)

Внимание ! До конца октября 2020 года  12 ( с 1 по 12) прошедших лекций  можно приобрести за 6000 4680р