Этнолекторий

баранов1.jpg Дмитрий Александрович Баранов - этнограф, кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, доцент кафедры искусств Гуманитарного университета профсоюзов, Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова.

Работа наша такая, что мы основывается на Традиции. Это даёт силу и устойчивость, долговечность.

Темы, которые затрагиваем, о жизни, семье, любви, материнстве, здоровье, достатке, отдельной строкой - о судьбе - в темах этих ничего не стоит запутаться и затеряться, а Традиция даёт опоры.

Дмитрий Александрович Баранов с точки зрения ученого дает ответы на вопросы:

- Почему это работает? В чем ценность традиции для нас, современных и образованных людей?

"Сейчас отказываются выстраивать такую иерархию знаний: естественнонаучное, математическое, гуманитарное и - ненаучное, фольклорное, мифологическое. Потому что мифологическая картина мира тоже отражает некую реальность, реальность другого порядка.

Задача этнографа - найти прагматику в иррациональных с виду действиях.

В традиционной культуре сохраняется только то, что помогает выживанию сообществ людей. Если в явлении нет практической пользы, оно отмирает.

Отношение к природе: "не покорить, а договориться" - на этом построена традиционная культура! У каждого места есть свой хозяин, свой дух.
Жизнь в режиме диалога - это основа традиции.

Сейчас происходят повороты в науках, которые призывают относиться к окружающему миру по-другому, как к субъекту, а не объекту. Субъект - активное начало, обладающее своей позицией, волей и желаниями.

Мир не такой, каким он нам кажется! Существует некий зазор между нашим представлением о том, какой мир, и тем, какой он на само деле. Не все предопределено и предсказуемо.

Почему для нас так важна неопределенность?
Когда все ясно и понятно, на все навешаны ярлыки, творчества нет, это - смерть. Неопределенность - это условие творчества!"

Лекции Дмитрия Александровича - способ сделать свое понимание более полным, объемным, многогранным, и как следствие - свою работу, которая основывается на использовании традиционных знаний, более осознанной и плодотворной.

Отдельно хочется отметить, что Дмитрий Александрович - не "кабинетный ученый", он на своем собственном опыте знает о тех явлениях традиционной культуры, о которых не принято говорить в официальной среде. И этим богатым пережитым опытом он также щедро делится в своих лекциях.

ЭТНОГРАФИЯ РОЖДЕНИЯ И МЛАДЕНЧЕСТВА  стоимость курса 3 тыс
1. Откуда берутся дети? Об одном из сюжетов народной эмбриологии.


Лекция посвящена традиционным представлениям о том, откуда берутся дети. Как "программировали" пол и количество будущих детей, из чего делаются дети, кто такие "празднички", о зачатии как познании, о роли мышей и лягушек в появлении детей - эти и другие вопросы будут освещены в лекции

2. Мифологические представления о беременности.

Лекция рассказывает об отношении к беременности в русской деревне. Почему беременных боялись мужчины и как они были связаны с хтоническим миром, почему им запрещалось садиться в телегу и смотреть на пожар, как гадали о поле будущего ребенка и почему всех беременных считали сумасшедшими — вот те вопросы, которые будут затронуты в лекции.

3. Роды: место, время, действия.
В лекции будет вестись речь о родинном обряде — его обрядовом сценарии и главных действующих лицах. Будут рассмотрены следующие сюжеты: роды как путешествие за ребенком в иной мир, действия повитухи и мужа, «мужские роды», формирование тела новорожденного, обряды социализации новорожденного.

 
4. Образ незаконнорожденных детей в русской культуре.

В лекции речь будет вестись о неоднозначном образе незаконных детей в русской деревне. Почему незаконнорожденные дети рождаются ногами вперед и почему было много желающих стать их крестными родителями, как их называли и откуда взялось представление об их счастливой судьбе, как к ним относились в сельском обществе и кем они становились, когда вырастали? Ответы на эти вопросы можно будет получить на лекции.

5. Детское "знание" - откуда дети знают будущее?
Лекция посвящена представлениям русских крестьян о происхождении знания и его природе.
Почему знание "проглатывается", как знание связано с зачатием и рождением ребенка, чем "детское" знание отличается от "культурного", как "развязать ум", какими способами в традиционной культуре передавалось знание? Эти и другие вопросы предлагается обсудить на очередной лекции

6. Мифология русской колыбели.
Лекция посвящена рассмотрению семантики колыбели. Предлагается обсудить следующие вопросы. Какие виды колыбели были распространены в русской традиции, почему колыбель всегда подвешивалась, чем была опасна новая колыбель, что общего между колыбелью и гробом, почему под колыбель клали полено?


ПУТИ-ДОРОГИ: ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Лекция будет посвящена образу движения/пути в крестьянской культуре русского народа, понимаемому в самых разных смыслах: в буквальном – как пространственное перемещение и его мифологическая интерпретация; в метафорическом – как движение во времени, в частности, по жизненному пути человека; и в инструментальном – движение как способ преображения, получения нового знания, изменения своего статуса.

Почему образ дороги в русской культуре был антитезой дома и одновременно метафорой смерти и что символизируют препятствия на пути? Какой дорогой приходят в этот мир дети и зачем жених с невестой на свадьбе уезжают в «дикое поле»? Почему перекресток дорог описывается как граница миров и почему именно здесь решается судьба человека? Чем стояние отличается от движения в мифологической картине мира? Эти и другие вопросы, касающиеся образа дороги в русской культуре, предполагается раскрыть на лекции.

Стоимость:  500 р


МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

Лекция посвящена рассмотрению представлениям русских крестьян об освоенном пространстве, в котором протекала их повседневная жизнь, а также - о границах, отделяющих его от пространства чужого и опасного. Будут проанализированы различные способы освоения пространства: с помощью хозяйственных практик, обрядов, символических интерпретаций. Какие локусы пространства являются самыми защищенными, а какие - опасными? Почему дом нельзя было строить на дороге, а сама дорога выступала метафорой смерти в фольклорных текстах? Где проходят границы между мирами и можно ли их пересекать? - вопросы, которые будут рассмотрены на предстоящей лекции

Стоимость:  500 р


МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА: ЛЕШИЕ, РУСАЛКИ

Речь на лекции пойдет о самых популярных персонажах низшей мифологии. Мы поговорим о том, почему эти верования до сих пор актуальны, какую функцию они выполняют, что же на самом деле стоит за этими представлениями, как в русской деревне идентифицировали нелюдей, как договаривались с ними и защищались от них?

Стоимость:  500 р


НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ РУССКИЙ КРЕСТЬЯН: ДОМАШНИЕ ДУХИ-ХОЗЯЕВА

Речь пойдет о домовом, баннике, овиннике и др. мифологических персонажах, которые населяют культурное пространство. Как выглядят и как проявляют себя эти персонажи, почему нельзя оставлять на ночь посуду на столе или мыться одному после захода солнца в бане, откуда взялись эти духи и как вера в них определяет повседневную жизнь человека? - эти и другие вопросы предполагается обсудить на очередной лекции.

Стоимость:  500 р

 


О МЫШАХ И МУЗАХ - ЛЕКЦИЯ СОСТОИТСЯ 21 АВГУСТА В 20-00

Очередная  лекция будет посвящена  мифологическим представлениям о глубинных связях творчества с мышами в европейской перспективе. Как творчество связано с вертикальным движением, что такое вдохновение, почему у муз и мышей одинаковые родители и предводители, могут ли мыши петь и танцевать, являются ли лихорадка русских заговоров сестрой античных муз? - Эти и другие вопросы найдут свои ответы на лекции.

Стоимость:  500 р

Запись на встречу по почте web-krug@vedjena.ru